Транспорт Луганска

cайт о транспортной жизни города
Луганский трамвайЛуганский трамвай
Главная Информация Статьи История Фотогалерея Форум О сайте Ссылки
Луганский трамвай
Трамвай Троллейбус Автобус Железная дорога Авиация Такси
Сейчас в Луганске

Погода в Луганске
 
А знаете ли Вы, что...
Узнать ещё
 
Статистика
Яндекс.Метрика Rambler's top100
 
Мы вконтакте
Сообщество
«Транспорт Луганска»
 
Введите слово для поиска :
Заметки о подвижном составе Самый массовый трамвайный вагон

История создания 71-605, или как до сих пор его называют, КТМ-5М3, восходит к 1963 году, когда на Усть-Катавском вагоностроительном заводе собрали два опытных вагона, получивших наименование КТМ-5. Основными мотивами создания КТМ-5 были необходимость выпуска современных четырехосных вагонов, так как выпускаемые на тот момент КТМ-2 не удовлетворяли ни одному из этих требований, а ленинградский ЛМ-57 уже устарел, да и объемы выпуска были малы. Два опытных вагона проходили испытания в Челябинске, однако через некоторое время были возвращены на доработку.

Завод продолжил начатое, и в 1966 год появилась на свет новая опытная модель - КТМ-5М. Заводом были учтены замечания как по технической части, так и реализованы некоторые другие элементы. В частности вагон получил новый кузов, сниженной массы, целиком из пластика, что позволило уменьшить массу на несколько тонн и, естественно, улучшить динамические характеристики и энергопотребление, а также новый современные дизайн. В ту пору только входили в моду рубленые формы, и вагон даже опередил время. Значительно много классических представителей этого дизайна появилось позже - это и чешские трамвай Т6, с троллейбусом Skoda 14Tr, и автомобили ВАЗ-2108 и 2109, а также многое другое. Опытные вагоны поступили в депо Апакова в Москве, и испытывались там некоторое время. Показав себя намного лучше предшественников, они были рекомендованы в серийное производство, по окончании некоторых доработок. Один из опытных вагонов демонстрировался на выставке "Интербытмаш-69". И в 1969 году наконец началось массовое производство вагонов. Уже на серийных вагонах в начале 70-х испытывалась созданная одним из московских институтов тиристорно-импульсная система управления, вагон получил наименование КТМ-5МТ. А хозяйства постепенно обзаводились новыми вагонами. Однако серьезная катастрофа, вызванная той самой "современностью", поставила крест на этих вагонах. Пластик, из которого делались кузова, очень быстро горел, выделяя при этом множество ядовитых веществ. В 1971 году в Томске вагон КТМ-5М выгорел за считанные минуты, а много людей пострадали, в частности от отравления дымом. Министерство было неблагосклонно к вагонам, вердикт говорил, что 60% выпущенных вагонов должно было вернуться на завод, остальные модернизированы силами депо. На этом заканчивается история КТМ-5М, и начинается история КТМ-5М3

Новый вагон унаследовал от предшественника дизайн, и много чего другого. В частности так и остались пластиковыми крыша, торцы, обшивка дверей. В то же время были проведены некоторые изменения, в целях "удешевления" и так, в общем-то, недорого вагона, что и сыграло потом злую шутку с ними. К тому же поначалу качество сборки было также невысоким, что и приводило к частым отказам, завод в свою очереди жаловался на низкое качество обслуживания. Однако к концу 70-х взаимные нападки практически прекратились.

В 1976 году вагон получил новое обозначение, 71-605, однако в разговорной речи любителей и работников он так и остался КТМ-5М3, а то и проще - КТМ-5. Этот вагон серьезных изменений уже не получал. В том же 1976 году вагон получил новый пантограф, являвшийся усовершенствованием старого. В начале 1980-х вагон немного менялся в деталях внешнего облика, получив измененные плафоны внешнего освещения сзади, иное расположение поручней в салоне. Также в 1986 году расположение светотехники кардинально изменилось, дав повод различать вагоны выпущенные до этой даты, и позже. Однако это не очень надежный способ, так как пластиковые панели в передней и задней части вагонов легко меняются, а также сильно подвержены повреждениям в ДТП.

В конце 1980-х стало проявлять беспокойство Министерство общего машиностроения СССР, в связи с тем, что выпуск вагонов без существенных изменений на заводе очень уж затянулся. Действительно, ведь к тому времени 71-605 уже выпускались без малого 20 лет. Завод еще не имел достаточно хорошей разработки, готовой в серию, поэтому минимально модернизировал и переобозначил вагоны. Новые трамваи стали называться 71-605А, и получили перспективные, но не очень существенные изменения в виде статического преобразователя вместо шумного мотор-генератора, на некоторые вагоны вернулось с КТМ-5М люминисцентное освещение в салоне. Также в 1990 году было выпущено небольшое количество вагонов 71-605У для Ростова, который имеет нестандартную, более узкую "европейскую" колею 1435 мм. А в 1992 году производство 71-605А было свернуто ради расширения выпуска новых вагонов 71-608К.

Вагоны в Луганске

Первые 8 вагонов КТМ-5М3 прибыли в Луганск в ноябре 1972 года. После проведения необходимых испытаний и обкатки они вышли на маршрут №6 в январе 1973 под номерами 001-008. В дальнейшем вплоть до 1994 года Луганск получал только эти вагоны. Забегая вперед, стоит отметить, что луганские трамвайщики всегда были довольны КТМ-5М3, и даже сейчас считают их самыми лучшими вагонами, из эксплуатируемых, несмотря на более современные К1 и ЛТ-10. В период с 1972 по 1989 год было получено 187 вагонов КТМ-5М3. А в середине 1991 года в Луганск пришли первые и последние вагоны 71-605А. Такое массовое поступление новых вагонов позволило к 1979 году списать все старые вагоны. При этом, если бы не относительная новизна некоторых, этот процесс мог бы закончиться и раньше, но руководству не могли позволить списывать "новые" КТМ-2 восьми- десятилетнего возраста. Впрочем руководство тоже нашло выход, и по факту старые вагоны перестали выходить на маршруты значительно раньше, а часть вагонов переделана в служебные. Депо было переоборудовано исключительно под обслуживание этих вагонов, вводилось множество рационализаторских методов.

Однако на сегодняшний день, если не предпринять должных мер, эра вагонов 71-605 в Луганске клонится к закату. Как и, возможно, вообще трамвая. Дело в том, что по-прежнему эти вагоны составляют основу подвижного состава депо, а между прочим самому старому вагону, эксплуатируемому на маршрутах уже почти тридцать лет. Да и самые новые недавно "стали совершеннолетними" - им исполнилось 18 лет. И это при том, что капитальный ремонт, продлевающий срок эксплуатации, прошли лишь несколько вагонов. Если в ближайшее время не провести подобный ремонт оставшимся, вагоны не смогут ездить. Ведь многие вагоны хорошо сохранились только за счет еще достаточно тщательно и бдительного отношения в начале 1990-х, а также благодаря отдельным водителям, следящим за своими вагонами. Сейчас эти трамваи вызывают у горожан лишь печальные ассоциации. В то же время, во многих соседних городах эти вагоны "обрели вторую жизнь", благодаря вдумчивому отношению к транспорту, и горожане не брезгуют ехать в чистом и аккуратном, хоть и старом вагоне. К тому же модернизация одного вагона обходится в 4-5 раз дешевле, чем закупка нового!

На сегодняшний день самый старый, работающий на маршруте, вагон - это №128 - ему уже почти 30 лет, он "родился" в 1980 году. Фактически самым старым вагоном является ГР-3, бывший 090, он выпущен в 1975 году. Вагон еще старее, ГР-5, бывший 025, был выпущен в 1974 году, однако в 2008 списан. Самые новые - 5 вагонов 71-605А, с номерами 188-192. Однако и им уже 18 лет, тем не менее они с честью несут знамя луганского трамвая, хоть и уже потрепанное временем.

Поставки вагонов распределялись по времени так:

1972 год - вагоны №№001-008

1974 год - вагоны №№009-030

1975 год - вагоны №№031-090

1976 год - вагоны №№091-104

1977 год - вагоны №107, №№109-117

1978 год - вагоны №118-122

1980 год - вагоны №№105,106,108,123-134

1981 год - вагоны №135-144

1982 год - вагоны №145-159

1988 год - вагон №162

1989 год - вагоны №160,161,163-187

1991 год - вагоны №188-192

2004 год - вагоны №193-199 - тут стоит остановиться отдельно. На самом деле эти вагоны 1987 года выпуска, бывшие днепропетровские вагоны, которые прошли капитальный ремонт в этом же городе, и которые выкупил Луганск.

Некоторые другие особенности луганских КТМ-5М3 описаны в отдельной статье, которую Вы можете прочитать по адресу:

Автор материала - Комаров Павел.

При подготовке статьи были использованы материалы с сайтов vagons.tramvaj.ru, tramnn.narod.ru, информация из трамвайного депо Луганска. При цитировании данной статьи, ссылка на оригинал обязательна!


TEXT +   TEXT -   Печать Опубликовано : 06.12.09 | Просмотров : 4824

Рекомендуем
© 2017 При использовании любых материалов с данного сайта предварительное согласование с авторами обязательно!
Использована Danneo CMS