Транспорт Луганска

cайт о транспортной жизни города
Луганский трамвайЛуганский трамвай
Главная Информация Статьи История Фотогалерея Форум О сайте Ссылки
Луганский трамвай
Трамвай Троллейбус Автобус Железная дорога Авиация Такси
Сейчас в Луганске

Погода в Луганске
 
А знаете ли Вы, что...
Узнать ещё
 
Статистика
Яндекс.Метрика Rambler's top100
 
Мы вконтакте
Сообщество
«Транспорт Луганска»
 
Введите слово для поиска :
Заметки о подвижном составе Опередившие время

Предыстория появления ЛТ-10

Из-за больших сложностей, в первую очередь финансовых, в начале 1990-х годов Украина осталась практически без трамвайных вагонов. Однако были как и производственные мощности, так и квалифицированные инженерные кадры. Поэтому в конце 1990го года Государственный комитет Украины по жилищно-коммунальному хозяйству выделил на 1991 г. 2,5 млн. рублей на проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по созданию собственного трамвайного вагона. Выполнением технического задания занялся Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт городского хозяйства в Киеве.

Проектирование новой модели трамвая

К июню 1991 г. были разработаны основные концепции вагона ЛТ-10. Корпус разработало КБ им. Антонова в сотрудничестве с ПО "Лугансктепловоз", электрооборудование вагона было спроектировано на харьковском "Электротяжмаше" и запорожских заводах, остальное - на ПО "Лугансктепловоз". Производство вагонов также было запланировано на последнем. В ноябре 1991 г. Кабинет Министров Украины принял программу "Украинский трамвай", назначив генеральным заказчиком Госжилкомхоз Украины, головным предприятием-изготовителем - ПО" Лугансктепловоз". Обозначение ЛТ-10 расшифровывалось как "Луганский трамвай - 10".

В то же время с лета 1991 года на "Лугансктепловозе" развернулась подготовка к производству нового вагона. Работы по проектировке выполнялись совместно со специалистами Луганского трамвайно-троллейбусного управления. С самого начала был взят курс на создание универсального проекта, подходящего для всех городов Украины - одиночный четырехосный вагон, узкоколейный вагон, вагон для скоростных линий. Первым должен был стать одиночный четырехосный вагон. Макетный образец было задумано создать в июне 1992 г., опытный - в 1993 г., серийное производство развернуть с 1994 года. Главным инженером проекта стал В.Е.Михайлов. В течение 1991-1992 года вся документация была создана, и в 1993 году были собраны два опытных вагона, один пассажирский (001) и испытательный, с установленными датчиками и системами контроля (002). Первый вагон был выпущен вторым сборочным цехом, в июне прошел первые испытания на заводской территории, после чего до конца года испытывался на городских маршрутах Луганска. К началу ноября он прошел уже несколько сотен километров, из необходимых 10000.

Корпус вагона имел 5 дверей - две двухстворчатых в центре корпуса, две одностворчатых - спереди и сзади, одну одностворчатую спереди для водителя. Ходовая часть была создана частично исходя из многолетнего опыта по созданию тепловозов - тележки вагона имели внешние буксы, редукторы, тормоза, аналогичные применяемым на тепловозе 2ТЭ116. Вагон был оснащен тиристорно-импульсной системой управления, с рекуперативно-реостатным торможением. Всё тяговое оборудование для облегчения доступа при ремонте было вынесено на крышу вагона.

В тоже время на КБ Антонова начали разрабатывать принципиально новую конструкцию кузова вагона, из алюминия.

Первые шаги

В начале 1994 года вагон 001 был презентован для общественности. В новом вагоне от тепловозостроительного завода до 3-го километра проехали конструкторы и строители вагона, руководители завода, представители Госжилкомхоза, депутаты Горсовета, журналисты. После этого новым вагоном заинтересовались Запорожье, Днепродзержинск, другие города Украины, и, конечно же, Луганск.

К лету 1994 года были изготовлена два первых серийных вагона, получивших номера 201 и 202 в Луганске. Во второй половине 1994 года эти вагоны уже выходили на маршруты города, в то же время 001 и 002 регулярно совершали поездки по маршруту №9 "кв. Дзержинского - 3-й километр" в рамках испытаний. Однако в ноябре этого года случилась резонансная авария, которая во многом повлияла на дальнейшую судьбу вагонов. 8 ноября 1994 года, при проверке работы пантографа, вагон разворачивался на кольце завода ОР, и вдруг у него отказали тормоза. На уклоне вагон развил большую скорость, сошел с рельсов в кривой, и перевернулся на бок, проехав по земле десятки метров, и едва не упав в близлежащую реку. Как позже выяснилось, эта авария была вызвана халатностью испытателей, отключивших на вагоне 3 рельсовых тормоза из четырех. Однако вагон это уже не спасло... После этого испытания 002 были приостановены, а 201 и 202 временно перестали выходить на маршруты. Весь оставшийся 1994 год и начало 1995 на заводе шли масштабные модификации тормозной системы вагонов. В то же время в Енакиево были отправлены пять вагонов, несмотря на сбои испытаний. Уже через недолгое время они стали выпускаться на маршруты.

Также распространению вагона мешала и высокая цена. В 1995 году вагон стоил около 180 тыс. долл. США, в то же время Усть-Катавские 71-608 даже несмотря на необходимость доставки, и большую техническую отсталость был гораздо выгоднее. В то же время хозяйства Украины не обладали значительными финансами, и не могли позволить себе покупать вагон, который хоть был и лучше аналогов, но дороже и ненадежней. Поэтому для небогатых хозяйств единственный выход был в капремонте старого ПС, и закупке либо новых 71-608, либо б/у чешских Татр из России.

Из-за вышеперечисленных причин производство вагонов практически прекратилось. Еще из заранее собранных кузовов и машинокомплектов были дособраны вагоны для Луганска - 203 и 204 в апреле 1995 года, 205 в сентябре. Последний был подарен заводом городу к юбилею - 200-летию. В 1996 году был собран вагон 206, в 1997 - 207, в 1998 - 208. Также в 1998 году наметился было сдвиг - один вагон ЛТ-10 купила Москва. Он поступил в депо Баумана для испытаний, однако то ли по неудовлетворенности техническими аспектами, то ли финансовыми от дальнейших закупок Москва отказалась. Стоит отметить, что луганский 207 и московский вагон имели некоторые отличия от выпущенных до этого. Помимо конструктивных различий, они имели "облегченный" дизайн, влияющий лучшим образом на их внешний вид.

Судьба не пощадила эти вагоны. Несмотря на все старания, середина 1990-х была тяжелейшей для трамвая. Было не до него. Потому и были свернуты все программы. Так и остались в перспективе вагон-гармошка ЛТ-20, вагон для узкоколейных линий ЛТ-50, в единственном, так и оставшемся на заводе, экземпляре остался вагон ЛТ-10А с алюминиевым кузовом, который также был вторым отечественным частично низкопольным трамвайным вагоне в истории (после 71-607), и первым построенным (71-607 так и остался на бумаге). В случае, если бы были заинтересованы в вагонах предприятия, завод вовсе не собирался сворачивать производство. Да и сейчас на рынке предлагаются, хоть ЛТ-10, хоть ЛТ-10А, хоть ЛТ-5, хоть разработка нового вагона по техзаданию. Были бы деньги и желание.... К тому же сейчас луганские вагоны имеют хоть и уже устаревшую конструкцию, но низкую цену, в сравнении с конкурентами (в отличие от 90-х).

Вагоны в Луганске

Всю историю ЛТ-10 были непосредственно связаны с наши городом. В городе они проходили испытания, в Луганске же работало большинство вагонов этой модели, в Луганске сохранился и единственный действующий образец вагона. За счёт того, что этих вагонов было всего десять, судьбу каждого из них можно перечислить отдельно:

001 - выпущен в 1993, списан в 1995. Первый опытный вагон. Испытывался на линии 9-го трамвайного маршрута в 1993-94 гг. Был презентован, как вагон модели ЛТ-10 в январе 1994 года. После аварии в ноябре 1994 года восстановлен не был. По состоянию на 2004 год кузов вагона находился на заводе, в настоящий момент судьба его неизвестна.

002 - выпущен в 1993, дата списания неизвестна. Второй опытный вагон. Не имел пассажирского салона, вместо этого был оснащен всевозможными приборами и датчиками для проведения испытаний. После аварии 001 отстранен от эксплуатации, дальнейшая судьба неизвестна.

201 - выпущен в 1994, списан в 2001-02. Первый серийный вагон. Работал преимущественно по маршруту №10 в г. Луганске с 1994 по 2001 год. В связи с тем, что некоторые конструктивные недостатки так и не были устранены, был списан ориентировочно в 2002 т.

202 - выпущен в 1994, списан в 2002. Второй серийный вагон. Работал преимущественно по маршруту №6 в г. Луганске. Списан по тем же причинам и в то же время, что и 201.

203 - выпущен в 1995, списан в 2008. Самый долгопроживший вагон, на данный момент. Также отличился тем, кто когда стали большинство луганских ЛТ-10, довольно долго продолжал ездил, получил новую рекламу Djuice, однако после покраски так за пределы депо и не выехал. Списан и порезан в октябре 2008 года.

204 - выпущен в 1995, списан в 2001-02. Особых данных об этом вагоне не сохранилось. Известно лишь то, что вагон имел серьезный заводской дефект, поэтому отстранен от эксплуатации уже через три года после начала. В период с 1997 по 2001 год стоял с этой самой неисправностью, после чего порезан.

205 - выпущен в 1995, списан в 2007. Вагон был подарен руководством завода для города к его юбилею, в сентябре 1995 года. Всю свою жизнь проездил по 6му маршруту. С начала 2000-х вплоть до списания был окрашен в рекламу пожарной службы Луганска. Списан и порезан в 2007 году.

206 - выпущен в 1996, списан в 2008. Фактов об этом вагоне также сохранилось мало. Он также работал преимущественно на 6м маршруте, о чем свидетельствуют немногочисленные фото. В 2002 году отстранен от эксплуатации, и 6 лет стоял на отстойниках депо, а с приходом нового руководства - списан, в октябре 2008 года.

207 - выпущен в 1997. Едва ли не самый легендарный вагон серии! В период с 1997 по 2003 год работал на маршрутах №6 и №13. В начале 2000-х потягался на прочность с КАМАЗом, доказав своё превосходство. Несмотря на тяжелые повреждения, был восстановлен, однако вскоре всё-таки отстранен от эксплуатации, и поставлен в тупики. Однако в 2007 году, благодаря водителю-патриоту, вагон был восстановлен и вышел на маршрут №6. Однако частые неисправность вследствие некачественного обслуживания привели к тому, что в 2008 году вагон решили не выпускать на линию, из-за частых поломок. Тем не менее вагон на ходу, изредка передвигается своим ходом по территории депо.

208 - выпущен в 1998, списан в 2002 году. Самый неизвестный вагон. Стал последним вагоном, таки дособранным на заводе, однако был выведен из эксплуатации спустя всего несколько лет после начала, и тогда же порезан. Не осталось даже нормальных фотографий этого вагона...

Стоит также отдельно отметить, что повальный выход из эксплуатации вагонов ЛТ-10 в 2002-2003 годы вызван в первую очередь тем, что завод безрассудно отказался обеспечивать техническую поддержку вагонов, бросив своих детей, фактически, на произвол судьбы. Однако мы надеемся, что еще настанет эра луганских вагонов, и в скором будущем вагоны с маркой "ЛТ" будут бороздить рельсовые просторы нашего города, нашей страны и мира.

Автор - Комаров Павел При подготовке использованы материалы Бориса Кочешкова.

При цитировании данной статьи, ссылка на оригинал обязательна!


TEXT +   TEXT -   Печать Опубликовано : 06.12.09 | Просмотров : 4580

Рекомендуем
© 2017 При использовании любых материалов с данного сайта предварительное согласование с авторами обязательно!
Использована Danneo CMS